Бронзовый век. Часть вторая.

600

Бронзовый век.

Часть вторая.

В промежутке между IV и II тысячелетиями до н. э. оружие, изготавливаемое древними мастерами, внешне копировало каменное: такие же ножеобразные пластины; подобные треугольнику клинки кинжалов, закрепляемые в рукояти; плоские или с проушиной топоры. Чаще всего это было оружие, а не орудия труда. Твёрдость этих изделий невелика, и продуктивно работать с их помощью невозможно. Но пластичность металла гарантировала то, что в бою оружие не выйдет из строя после первого удара. И ещё один характерный штрих: как и в каменном веке, оружие не разделяется на охотничье и боевое. Охота рассматривается как тренировка воина, и поэтому на дошедших до нашего времени изображениях охотники в боевом снаряжении часто держат в руках даже щиты.

Совершенствуя технологии обработки бронзы, люди всё чаще стали применять вместо ковки, при которой исходному куску металла ударами молота формировался вид необходимого изделия, литьё в форму. Вначале форму для отливки вырубали в «мягком» камне, и она была открытой. Полученную таким образом достаточно грубую отливку приходилось доводить затем ковкой и шлифовкой до окончательного вида, но при этом экономия времени и сил в сравнении с прежней технологией изготовления была значительной.Этот факт явился решающим для дальнейшего усовершенствования техники литья. Конструкция отливочных форм усложнилась, они стали разъёмными — состоящими из двух и более частей. Если отливался топор с проушиной, на её место в форму вставлялся стержень. Разделив после остывания металла половинки формы и удалив стержень, люди получали почти готовое изделие. Оставалось обрубить заусенцы, образующиеся по линии разделения формы, и отшлифовать поверхность.

В дальнейшем научились получать формы по выплавляемым восковым моделям тех предметов, которые требовалось изготовить. Это было уже очень точное литьё, способное передать орнамент и другие рисунки, которыми старались украсить оружие. Характерно в этом отношении оружие кочевников-скотоводов. Рукояти их ножей, а иногда и мечей, украшало стилизованное изображение головы барана. Приручение этого животного дало возможность запасать мясо и войлок во время кочёвок по степи, а многочисленные отары являлись основным богатством этих племён. Поэтому можно предположить, что такого рода украшение оружия имело некое ритуальное значение и привело к появлению ритуального и парадного оружия. В разной форме это характерно вообще для всех народов, развивающихся в описываемый период. Функциональность ритуального оружия определялась характером ритуала. Это могло быть жертвоприношение богам, а мог быть и символ самого бога. В последнем случае клинки могли отливать целиком из чистого золота, и они становились святыней. В любом случае и ритуальное, и парадное оружие очень тщательно инкрустировалось костью и золотом, отделывалось золотыми обкладками с изображением каких- либо мифологических сцен.

Парадное оружие всегда носили в особо значимых случаях, одним из которых могла быть битва. Поэтому парадное оружие того периода — всегда боевое, тщательно отделанное и украшенное. Оно принадлежало людям, играющим ключевые роли в подобных случаях, — вождям, царям, военачальникам. Немногочисленные образцы ритуального и парадного оружия, дошедшие до наших дней, вызывают неподдельное восхищение художественным вкусом и тонкостью ювелирной работы. Но было оружие и попроще, с рукоятью оканчивающейся простым кольцом, в которое продевался шнур, чтобы оно не терялось. Хотя и здесь не всё так просто. По мнению некоторых учёных, кольцо могло быть символом солнца и иметь некое магическое значение. На эту мысль наводит частое присутствие внутри кольца креста, свастики или других знаков, совершенно лишних при утилитарном назначении этого элемента на рукояти у подобного оружия. Именно такое простое бронзовое оружие и орудия труда хоть и изготавливаются массово, но всё же являются достаточно ценными предметами и стали тем эквивалентом, стоимостью которого определялась цена различных товаров. Это привело к вытеснению в торговле натурального обмена и появлению денег. И первые монеты в начале имели стилизованную форму ножа или мотыги и изготавливались литьём в формах.

В описываемый период ножи из бронзы — достаточно распространенный инструмент и оружие. Клинки у них имеют различные размеры: от 5-10 до 50 см в длину и от 1,5-2 до 5-7 см в ширину. Форма их чаще всего прямая, но встречается и слегка изогнутая: вогнутая (ятаганная), реже выгнутая (сабельная). У ножей малого размера острие бывает скошено или закруглено, но чем клинок длиннее, тем чаще он заострен для эффективных колющих ударов. Клинки ранних ножей имеют, черен, на который насаживалась рукоять или отверстия, через которые она крепилась заклёпками. При этом рукоять таких ножей, в подавляющем случае, располагалась по оси симметрии клинка и не имела упоров, предохраняющих руку от пореза при соскальзывании на лезвие. Это объяснимо, если учесть, что в основном они использовались именно для разрезания и копировали конструкцию ещё более ранних, каменных ножей.

В дальнейшем, когда широкое распространение получила техника литья в форму, ножи стали отливать вместе с рукоятью, часто украшенной. При этом рукоять сместилась вверх, к обуху. Это позволило в качестве упора использовать пяту клинка, более широкого относительно рукояти. Кроме этого совмещение рукояти с линией обуха позволило более рационально использовать силу, прилагаемую к ножу во время разрезания. В это время большие ножи-тесаки стали применяться гораздо реже. В среднем длина клинка ножей составляла 10-20 см на всей громадной территории от Египта до Китая . Очевидно естественный процесс эволюции ножа, заключавшийся в отборе наиболее функциональной его формы и размера, привёл к одинаковым результатам в различных уголках планеты, но тем интереснее наблюдать разнообразие внешнего оформления этого предмета первой необходимости у разных народов. Кинжалы, появившиеся ещё в каменном веке, всегда являлись в первую очередь именно оружием, приспособленным для колющего и рубяще-режущего воздействия на противника.

Кинжал в период «бронзового века» стал ещё более статусным и дорогим оружием, и именно в его изготовлении древние оружейники старались применить всё своё мастерство и изобретательность. Находки бронзовых кинжалов, по сравнению с остальными видами оружия этого периода, наиболее многочисленны и позволяют достаточно полно проследить его развитие и национальные особенности.Такое обилие образцов объясняется достаточно примитивной техникой рукопашного боя, и именно кинжал в этом случае являлся самым эффективным и универсальным оружием, с помощью которого воин мог одержать победу на поле боя, когда копья и щиты отбрасывались, и сблизившиеся противники не имели возможности эффективно размахнуться дубинкой или топором.

Длина клинков кинжалов составляла 20-35 см; достаточно часто встречаются и клинки длиннее — до 50 см. В подавляющем большинстве случаев рукояти бронзовых кинжалов крепятся к клинкам заклепками, для чего в широкой части клинка делали несколько отверстий. Очевидно, эта традиция явилась следствием того, что изначально клинки, изготавливаемые из самородной меди методом холодной ковки, могли быть сделаны из самородка определенного максимального размера, и материала для черенка просто не оставалось. В связи с этим, из более мелких самородков изготавливали таким же методом несколько заклепок и, вставляя клинок в пропил основания рукояти из органического материала — кости или дерева, — размечали отверстия. После чего, просверлив отверстия в рукояти и клинке, соединяли эти части поперечными штифтами, расклепав их с обеих сторон. В дальнейшем в целях экономии качественной бронзы, идущей на боевую часть оружия,а клинки и рукояти стали отливать отдельно из металла более низкого качества и скрепляли части оружия по-прежнему заклёпками.

Когда же металлургия поднялась в своём развитии на более высокий уровень, и появилась возможность, не экономя металл, отливать оружие целиком, ещё долго традиция и мода заставляли оружейников имитировать сферические шляпки несуществующих заклепок. Сами рукояти при этом могли быть трубчатые или «скелетные», образуемые двумя перемычками, идущими от крестовины к навершию и образующими «спинку» и «брюшко» рукояти. Поскольку такая рукоять была слишком плоская, то, скорее всего, её обматывали кожей или закрепляли с обеих сторон накладки.Именно на клинках кинжалов впервые появились проходящие по оси симметрии рельефные ребра жёсткости, позволяющие максимально удлинить клинок, сохраняя его жёстким, а долы (желобки в плоскости клинка), благодаря которым облегчалось и украшалось оружие, появились скорее всего с целью экономии драгоценного металла, но в конечном итоге это изобретение позволило изготавливать оружие, обладающее более совершенными боевыми качествами — длинноклинковое.

В 13-12 веках до н.э. произошла, так называемая, катастрофа бронзового века, когда распались или видоизменились культуры на огромном пространстве от Атлантического до Тихого океанов. Дольше всего в Европе бронзовый век сохранялся у кельтских племён на побережье Атлантического океана. В течение ряда столетий до 10-8 веков до н. э. осуществлялись глобальные переселения народов, начался переход к раннему железному веку.

Продолжение следует.


Леонид https://vk.com/leoge Гуревич

#leoge

#aroundworldknife


Литература

1. Энеолит СССР. М., 1982, - 262 с.

2. Археология зарубежной Азии. М., 1986, - 358 с.

3. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987, - 35 с.

4. Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989, - 268 с.

5. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994, - 382 с.

6. Рындина Н. В., Дегтярева А. Д. Энеолит и бронзовый век. М., 2002, - 226 с.

7. Всемирная история, т. 1, М., 1955, - 1955 с.

8. Городцов В. А., Культуры бронзовой эпохи в Средней России (Отчет Исторического музея за 1914), М., 1916, - 106 с.

9. Куфтин Б. А., Археологические раскопки в Триалети, т. 1, Тб., 1941, - 491 с.

10. Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. 3, М., 1955, - 412 с.

11. Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, - 175 с.

12. Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962. - 322 с.

13. Мартиросян А. А., Армения в эпоху бронзы и раннего железа, Ер., 1964, - 314 с.

14. Средняя Азия в эпоху камня и бронзы, М.—Л., 1966, - 215 с.

15. Сальников К. В., Очерки древней истории южного Урала, М., 1967, - 110 с.

16. Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952, - 466 с.

17. Чайлд Г Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956, - 383 с.

18. Кларк Дж. Г. Д., Доисторическая Европа. Экономический очерк, пер. с англ., М., 1953, - 330с.-

19. Большая Советская Энциклопедия.

20. Большая Российская Библиотека

Официальные пользователи